Альянс за прозрачный бюджет – официальный сайт

НПА

НПА

Законодательство

 

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 20 февраля 2009 года N 61

О государственном прогнозировании социально-экономического развития Кыргызской Республики

(В редакции Закона КР от 25 июля 2012 года N 140)

Настоящий Закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Кыргызской Республики, регламентирует общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

(Часть вторая утратила силу в соответствии с Законом КР от 25 июля 2012 года N 140)

(В редакции Закона КР от 25 июля 2012 года N 140)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Кыргызской Республики на предстоящий период с указанием основных прогнозируемых показателей и целевых ориентиров.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Кыргызской Республики – процесс разработки органами государственного управления, органами местного самоуправления, научно-образовательными, коммерческими организациями и учреждениями, хозяйствующими субъектами, в уставном капитале которых государственная доля составляет свыше 30 процентов, прогнозов социально-экономического развития страны на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.

Государственное программирование социально-экономического развития Кыргызской Республики – процесс формирования органами государственного управления краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей, определение порядка их достижения и органов, ответственных за исполнение, а также определение источника финансирования.

Концепция социально-экономического развития Кыргызской Республики – видение стратегических целей и задач социально-экономического развития страны на долгосрочный период.

Стратегия социально-экономического развития Кыргызской Республики – система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей на среднесрочный период.

Программа социально-экономического развития Кыргызской Республики – комплексная система мер социально-экономического развития страны и планируемых государством эффективных путей и средств достижения поставленных целей на краткосрочный период.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2012 года N 140)

Статья 2. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Кыргызской Республики

1. Система государственного прогнозирования в Кыргызской Республике – совокупность взаимосвязанных элементов, состоящая из принципов, документов, процессов и участников государственного прогнозирования, обеспечивающая развитие страны на долгосрочный (на 10 лет и более), среднесрочный (от 3 лет до 5 лет) и краткосрочный (до 1 года) периоды.

Процесс государственного прогнозирования осуществляется посредством применения комплекса мер по разработке, утверждению, реализации, мониторингу, оценке, корректировке, контролю за реализацией принятых нормативных правовых актов.

Государственное прогнозирование охватывает деятельность органов государственной власти и иных участников процесса развития страны, направленную на повышение уровня социально-экономического развития Кыргызской Республики, улучшение качества жизни граждан и обеспечение экономической безопасности страны.

Государственное прогнозирование включает:

– долгосрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на десять лет и более, корректируется раз в пять лет;

– среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на период от трех до пяти лет, ежегодно корректируется;

– краткосрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на предстоящий год.

Правительство Кыргызской Республики определяет порядок разработки государственных прогнозов социально-экономического развития Кыргызской Республики (далее – прогноз социально-экономического развития) на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

2. Прогноз социально-экономического развития является основой для разработки проекта государственного бюджета Кыргызской Республики на соответствующий период, а также на очередной бюджетный год и два последующих прогнозируемых года.

3. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на основе комплексного анализа демографической ситуации, интеллектуального, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной политики, внешнего положения Кыргызской Республики, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

4. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по республике, отраслям и секторам экономики, регионам Кыргызской Республики.

5. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 25 июля 2012 года N 140)

6. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в различных вариантах, учитывающих вероятное воздействие внутренних и внешних политических, экономических, социальных и других факторов.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической политики, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления ВВП, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

7. (Абзац первый утратил силу в соответствии с Законом КР от 25 июля 2012 года N 140)

(Абзац второй утратил силу в соответствии с Законом КР от 25 июля 2012 года N 140)

(Абзац третий утратил силу в соответствии с Законом КР от 25 июля 2012 года N 140)

В прогнозах социально-экономического развития на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды конкретизируются варианты социально-экономического развития Кыргызской Республики, определяются возможные цели социально-экономического развития Кыргызской Республики, пути и средства достижения указанных целей.

8. Прогнозируемые параметры социально-экономического развития являются общегосударственными прогнозными ориентирами социально-экономического развития Кыргызской Республики, которые утверждаются Правительством Кыргызской Республики до 15 марта года, предшествующего прогнозируемому периоду, и являются основой для расчета доходов бюджета на трехлетний период (СПБ).

9. Прогнозы социально-экономического развития Кыргызской Республики публикуются в средствах массовой информации.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2012 года N 140)

Статья 3. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Кыргызской Республики

1. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Кыргызской Республики осуществляется при координации уполномоченного государственного органа.

2. Участниками государственного прогнозирования являются органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, научно-образовательные, коммерческие организации и учреждения, хозяйствующие субъекты, в уставном капитале которых государственная доля составляет свыше 30 процентов.

3. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Кыргызской Республики используются при разработке и принятии Жогорку Кенешем, Правительством Кыргызской Республики, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления концепций, стратегий и программ социально-экономического развития.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2012 года N 140)

Статья 4. Содержание прогнозов социально-экономического развития Кыргызской Республики

В прогнозах социально-экономического развития Кыргызской Республики на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды должны быть отражены:

– оценка итогов социально-экономического развития Кыргызской Республики за предыдущий период и характеристика современного состояния экономики Кыргызской Республики, в том числе анализ возможных рисков и угроз, препятствующих развитию экономики;

– основные направления макроэкономической политики, в том числе бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, отражающие действия Правительства Кыргызской Республики по сохранению макроэкономической стабильности и увеличению роста экономики на перспективный период и соответствующие общей стратегии развития страны в целом и приоритетам, определенным Президентом в обращениях к народу Кыргызстана, Жогорку Кенешу и Правительству Кыргызской Республики;

– перспективы и направления структурных реформ в стратегических отраслях экономики;

– основные направления внешнеэкономической политики;

– перспективы развития инвестиционной политики;

– тенденции и перспективы развития реального сектора экономики, в том числе промышленности, сельского хозяйства, строительства и сферы услуг;

– основные направления социальной политики на предстоящий период;

– политика развития регионов Кыргызской Республики;

– инновационная политика;

– политика развития предпринимательства;

– экологическая безопасность и охрана окружающей среды.

Прогнозы социально-экономического развития должны содержать основные прогнозируемые социально-экономические показатели и меры по обеспечению их достижения.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2012 года N 140)

Статья 5. Порядок представления, рассмотрения и утверждения прогнозов социально-экономического развития Кыргызской Республики

1. В первом квартале года, предшествующего прогнозируемому трехлетнему периоду, с учетом предварительных контрольных цифр по бюджетному финансированию и утвержденных среднесрочных параметров социально-экономического развития на республиканском и местном уровнях Кыргызской Республики отраслевыми министерствами, местными государственными администрациями, мэриями городов Бишкек и Ош разрабатываются среднесрочные стратегии/программы развития с последующими процедурами уточнения контрольных цифр по бюджетному финансированию в рамках действующего бюджетного законодательства.

2. Уполномоченный государственный орган на основе общереспубликанских, отраслевых и региональных прогнозов формирует сводный прогноз социально-экономического развития на предстоящий год в рамках утвержденного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Кыргызской Республики.

3. Сводный прогноз в установленном порядке, не позднее 1 июня года, предшествующего прогнозируемому году, представляется на рассмотрение и утверждение Правительства Кыргызской Республики.

4. Прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики, включая цели фискальной политики и среднесрочного прогноза общего уровня налоговых доходов к ВВП, утвержденный Правительством Кыргызской Республики, является основой для подготовки прогноза по доходам государственного и республиканского бюджетов Кыргызской Республики на предстоящий год.

5. Утвержденный в установленном порядке сводный прогноз до 1 сентября года, предшествующего прогнозируемому периоду, направляется Правительством Кыргызской Республики в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

6. Порядок рассмотрения представленного сводного прогноза определяется Жогорку Кенешем Кыргызской Республики при обсуждении проекта республиканского бюджета на предстоящий год.

7. Правительство Кыргызской Республики, Национальный банк Кыргызской Республики, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики Кыргызской Республики и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2012 года N 140)

Статья 6. Ответственность за достоверность и своевременность представления информации для государственного прогнозирования социально-экономического развития Кыргызской Республики

Руководители органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, юридические лица с государственным участием, представители общественных, научных и некоммерческих организаций, физические лица, представляющие информацию для государственного прогнозирования социально-экономического развития Кыргызской Республики, несут ответственность за достоверность информации и своевременность ее представления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2012 года N 140)

Статья 7. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Опубликован в газете “Эркинтоо” от 3 марта 2009 года N 15

2. Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок:

– разработать и принять необходимые нормативные правовые акты, вытекающие из настоящего Закона;

– привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.

Президент Кыргызской Республики К.Бакиев
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 26 декабря 2008 года

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 15 июля 2011 года N 101

О местном самоуправлении

(В редакции Законов КР от 30 ноября 2011 года N 228, 17 марта 2012 года N 20, 19 июня 2012 года N 87, 3 августа 2012 года N 149, 10 августа 2012 года N 164, 14 февраля 2013 года N 16, 25 апреля 2013 года N 59, 16 октября 2013 года N 192, 15 ноября 2013 года N 201, 13 января 2014 года N 10, 18 февраля 2014 года N 35, 15 мая 2014 года N 67, 17 июля 2014 года N 138)

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. Настоящий Закон устанавливает принципы организации местной власти на уровне административно-территориальных единиц Кыргызской Республики, определяет роль местного самоуправления в осуществлении публичной власти, закрепляет организационные и правовые основы их деятельности, устанавливает компетенцию и принципы взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти, государственные гарантии права местных сообществ на самоуправление.

2. Особенности организации местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления в городах Бишкек и Ош устанавливаются отдельными законами Кыргызской Республики о статусе этих городов.

Особенности организации местного самоуправления в приграничных, высокогорных, отдаленных территориях, их функции и полномочия, взаимоотношения с органами государственной власти могут устанавливаться законами Кыргызской Республики о статусе этих территорий.

3. Законами Кыргызской Республики могут быть установлены иные полномочия органов местной власти.

Статья 2. Основные понятия и термины

В настоящем Законе используются следующие понятия и термины:

местное сообщество – совокупность граждан Кыргызской Республики, постоянно проживающих на территории административно-территориальной единицы, объединенных интересами под свою ответственность решать вопросы местного значения самостоятельно через представительные и исполнительные органы местного самоуправления;

член местного сообщества – гражданин Кыргызской Республики, постоянно проживающий на территории административно-территориальной единицы;

город, айылный аймак – административно-территориальная единица, в границах которой местное сообщество осуществляет местное самоуправление. Город, айылный аймак может состоять из одного или более населенных пунктов;

муниципальная собственность – собственность местных сообществ, находящаяся во владении, пользовании, распоряжении органов местного самоуправления, служащая источником получения доходов местного самоуправления и необходимая для осуществления функций местного самоуправления, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

муниципальная служба – деятельность граждан в представительных и исполнительных органах местного самоуправления, осуществляемая на профессиональной и оплачиваемой основе;

вопросы местного значения – вопросы обеспечения жизнедеятельности населения соответствующей территории, решаемые органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также путем прямого волеизъявления граждан;

органы местного самоуправления – представительные, исполнительные органы, обеспечивающие решение вопросов местного значения;

представительный орган местного самоуправления – выборный коллегиальный орган местного самоуправления, избираемый непосредственно населением соответствующей административно-территориальной единицы и наделенный полномочиями решать вопросы местного значения. Представительными органами местного самоуправления в айылных аймаках и городах являются местные кенеши;

совместное заседание местных кенешей – собрание депутатов местных кенешей соответствующей административно-территориальной единицы – района;

исполнительный орган местного самоуправления – орган, созданный для обеспечения подготовки и исполнения решений представительного органа местного самоуправления. Исполнительными органами местного самоуправления являются мэрии городов, айыл окмоту;

выборное должностное лицо местного самоуправления – гражданин, избранный непосредственно населением или местным кенешем;

глава айыл окмоту – выборное должностное лицо, руководитель исполнительного органа местного самоуправления айылного аймака;

айыл башчысы – назначаемое должностное лицо, выполняющее функции, делегированные решением айыл окмоту;

мэр – выборное должностное лицо города, руководитель исполнительного органа местного самоуправления города;

мэрия – исполнительный орган местного самоуправления, созданный для обеспечения деятельности мэра по реализации функций исполнительного органа местного самоуправления в городе;

местная государственная администрация – государственный орган исполнительной власти на территории района;

глава местной государственной администрации – аким района;

сход граждан – прямая форма участия населения в решении вопросов местного значения путем обсуждения их на собраниях граждан, проживающих на территории одной улицы, одного квартала, микрорайона или села, с принятием по ним рекомендаций или решений в соответствии с уставом местного сообщества;

курултай местного сообщества – собрание представителей местных сообществ с целью обсуждения вопросов, представляющих общий интерес;

делегированные государственные полномочия – отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом;

устав местного сообщества (города, айылного аймака) – основной правовой акт местного сообщества, регулирующий деятельность органов местного самоуправления и местного сообщества, разработанный и принятый в соответствии с законодательством;

функция – сфера деятельности органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, связанная с предоставлением услуг населению;

компетенция – совокупность юридически установленных прав и обязанностей государственного органа или органа местного самоуправления;

полномочия – предусмотренное законодательством Кыргызской Республики право органов государственной власти или органов местного самоуправления осуществлять определенную деятельность, направленную на исполнение ими возложенных на них функций.

(В редакции Закона КР от 3 августа 2012 года N 149)

Глава 2
Принципы, структура и организационные основы местного самоуправления

Статья 3. Принципы местного самоуправления

1. Местное самоуправление осуществляется на принципах:

1) разграничения функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) открытости и ответственности органов местного самоуправления перед местным сообществом и осуществления ими своих функций в интересах местного сообщества;

3) законности и социальной справедливости;

4) самообеспечения, саморегулирования и самофинансирования;

5) волеизъявления граждан через систему органов местного самоуправления, а также через сходы граждан, собрания и курултаи;

6) защиты прав и охраняемых законом интересов местных сообществ;

7) гласности и учета общественного мнения;

8) коллегиальности, свободного обсуждения при решении соответствующих вопросов;

9) независимости местных кенешей в решении вопросов своей компетенции;

10) проведения на постоянной основе мониторинга и оценки нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления функционируют в тесном взаимодействии с органами государственной власти по созданию условий для реализации конституционных прав граждан Кыргызской Республики на участие в решении вопросов государственного и местного значения.

(В редакции Закона КР от 18 февраля 2014 года N 35)

Статья 4. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление – самостоятельная деятельность местного сообщества в своих интересах и под свою ответственность, направленная на решение вопросов местного значения.

2. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами через представительные и исполнительные органы айылного аймака и города, а также путем непосредственного участия граждан.

(В редакции Закона КР от 3 августа 2012 года N 149)

Статья 5. Право граждан на осуществление местного самоуправления

1. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, этнической принадлежности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

2. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, обращаться в органы местного самоуправления и к их должностным лицам, а также получать информацию о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства обладают такими же правами и обязанностями, что и граждане Кыргызской Республики, за исключением права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Статья 6. Система органов местного самоуправления

Систему органов местного самоуправления образуют:

1) местные кенеши (айылные и городские) – представительные органы местного самоуправления;

2) айыл окмоту, мэрии городов – исполнительные органы местного самоуправления.

(В редакции Закона КР от 3 августа 2012 года N 149)

Статья 7. Формы осуществления местного самоуправления

1. Местное самоуправление осуществляется в форме представительного и непосредственного участия местного сообщества в местном самоуправлении.

2. Представительное участие местного сообщества в осуществлении местного самоуправления реализуется через местные кенеши. В предусмотренных уставом местного сообщества случаях представительное участие местного сообщества города или айылного аймака осуществляется также через главу исполнительного органа местного самоуправления.

3. Непосредственное участие местного сообщества в реализации местного самоуправления осуществляется в форме:

1) обсуждения всех важных вопросов общественной и государственной жизни и вопросов местного значения на собраниях (сходах) членов местного сообщества;

2) выборов депутатов местных кенешей;

3) проявления нормотворческой инициативы и/или участия в прямом голосовании по особо важным вопросам местного значения.

Статья 8. Муниципальная служба

1. Граждане Кыргызской Республики имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

2. Порядок организации и прохождения муниципальной службы регулируется законодательством Кыргызской Республики.

Статья 9. Государственная политика в области местного самоуправления

1. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

2. При подготовке и принятии решений по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы местных сообществ, органы государственной власти проводят консультации и обсуждение с органами местного самоуправления и их ассоциациями и союзами местных сообществ в установленном законом порядке.

3. Официальные обращения органов местного самоуправления по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы местных сообществ, направляемые в органы государственной власти, подлежат обязательному рассмотрению по существу поставленных в них вопросов.

4. Органы государственной власти осуществляют контроль за законностью в деятельности органов местного самоуправления в порядке, установленном нормативными правовыми актами.

(В редакции Закона КР от 19 июня 2012 года N 87)

Статья 10. Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления

К полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

1) принятие законов в области местного самоуправления, обеспечение их единообразного исполнения и контроль за их соблюдением;

2) принятие государственных программ развития местного самоуправления;

3) обеспечение гарантий осуществления обязанностей государства в области местного самоуправления, установленных Конституцией Кыргызской Республики (далее – Конституция) и законами Кыргызской Республики;

4) регулирование в соответствии с законодательством порядка передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;

5) наделение органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, а также передача им отдельных государственных полномочий в соответствии с законом или договором, материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных государственных полномочий, контроль за реализацией переданных государственных полномочий и средств;

6) установление и обеспечение государственных минимальных социальных норм;

7) обеспечение дошкольного образования, школьного и профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

8) обеспечение здравоохранения в соответствии с государственными стандартами;

9) регулирование отношений между республиканским и местными бюджетами, обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

10) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

11) обеспечение государственных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

12) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения административно-территориальных единиц, установление и изменение их границ с учетом административно-территориального устройства государства, а также их наименований;

13) установление порядка разграничения и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местным самоуправлением, а также между органами местного самоуправления, в том числе различных территориальных уровней;

14) обеспечение и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

15) установление порядка проведения местных выборов и государственных гарантий избирательных прав граждан при их проведении;

16) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления;

17) регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение законов;

18) осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц;

19) регулирование в соответствии с законом особенностей организации местного самоуправления на территориях с особым статусом, обусловленным необходимостью обеспечения безопасности государства;

20) регулирование в соответствии с законами, а также настоящим Законом особенностей организации местного самоуправления на отдельных территориях, обусловленных соответствующими историческими и иными местными традициями;

21) принятие и изменение законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

22) установление порядка регистрации уставов местных сообществ;

23) организация распределения материальной, денежной и иных видов государственной и гуманитарной помощи;

24) контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений, других хозяйствующих субъектов по исполнению законодательства об охране окружающей среды, за использованием земли и природных ресурсов, соблюдением норм и правил градостроительства и архитектуры, санитарных норм, проведением экологических мероприятий в порядке, установленном законодательством;

25) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 30 ноября 2011 года N 228)

Статья 11. Приостановление полномочий органов местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления не вправе издавать акты, не соответствующие Конституции, законам и другим нормативным правовым актам Кыргызской Республики, принятым в установленном порядке, совершать действия, создающие прямую угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также действия, направленные на нарушение территориальной целостности государства, пропаганду и разжигание межнациональной и религиозной розни, другие действия.

2. В случае совершения нарушений, указанных в части 1 настоящей статьи, Президент Кыргызской Республики (далее – Президент) и Правительство Кыргызской Республики (далее – Правительство) вправе принять меры, предусмотренные Конституцией, конституционным законом о чрезвычайном положении, в том числе приостановить деятельность органов местного самоуправления, виновных в этом, и ввести на данной территории прямое государственное управление до вынесения судебного решения. Порядок введения прямого государственного управления и режим такого управления определяются Правительством в соответствии с законами Кыргызской Республики.

3. С введением прямого государственного управления Правительство обеспечивает его исполнение и при необходимости обращается в судебные органы для отмены неправомерных актов соответствующих органов местного самоуправления.

4. В случае установления в судебном порядке факта совершения органами местного самоуправления указанных в части 1 настоящей статьи действий Президент вправе распустить местный кенеш и объявить выборы нового состава кенеша.

5. Местный кенеш также может быть распущен Президентом в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 12. Ответственность органов местного самоуправления за принятые ими решения

1. Органы местного самоуправления несут ответственность за законность принимаемых решений.

2. Споры по восстановлению нарушенных прав юридических и физических лиц, возникающие в результате действий или бездействия органов местного самоуправления, а также возмещение причиненного ущерба решаются в судебном порядке.

Статья 13. Общественные объединения, ассоциации и союзы местных сообществ

1. Местные сообщества для координации своей деятельности в целях взаимопомощи, совместного решения социальных, экономических и культурных задач, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать некоммерческие организации в порядке и формах, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

2. Организациям, не входящим в систему органов местного самоуправления, не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.

3. Местные сообщества вправе входить в международные союзы и ассоциации местных сообществ, но при этом не вправе выступать от имени государства.

Статья 14. Местная нормотворческая (народная) инициатива

1. Члены местного сообщества имеют право на нормотворческую инициативу по вопросам местного значения. Порядок реализации местной нормотворческой инициативы определяется уставом местного сообщества в соответствии с законом. Проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения, внесенные в местные кенеши в порядке местной нормотворческой (народной) инициативы, подлежат рассмотрению с обязательным участием их инициаторов и других представителей соответствующего местного с

Comments are closed.